Автор:

5 Декабрь 2014

Dedolight-1
История началась с того что, весной прошлого года мне предложили сценарий роуд-муви, и первой моей мыслью было отказаться от проекта. Все знают, снимать машины в кино — дело непростое и не очень благодарное, даже если в фильме планируется всего одна или две такие сцены. Очень трудно заниматься творчеством, если большая часть времени съемочной смены уходит на бесконечные перестановки крепежей (грипа) для освещения и для камеры.

В картине «Упакованные» режиссера Петра Гладилина предполагались съемки трех автомобилей в непрерывном движении. Главной «тачкой» среди них был открытый спортивный кабриолет. Плюс ко всему девяносто процентов съемок необходимо было проводить темной ночью. Материал был очень непростой и очень трудоемкий. Нельзя сказать, чтобы в этом процессе можно было придумать что-то новое. Но сам по себе сценарий зацепил. Интересным и творческим человеком оказался и режиссер. После некоторого периода колебаний и раздумий появилось ощущение, что все-таки стоит попробовать поработать с этим материалом.

Главное было придумать, как минимизировать потери времени на подготовку машин к съемке. Все мои надежды, конечно, были связаны со светодиодным освещением, которое давно меня интересует. Я уже протестировал достаточное количество таких светильников и опробовал их на своих семинарах, но в реальном производстве с ними не сталкивался.

Комплект LED-светильников

И вот появилась прекрасная возможность. Продюсеры картины приобрели для съемок фильма три лайтпанели Dedologht TECPRO разных размеров: Felloni Bicolor Standard, Fillini Plus 5600K, накамерный светильник Fillini Click 5600K.

Felloni Bicolor Standard оснащен 324 светодиодами и имеет возможность плавной регулировки с дневного света на искусственный с ЖК-индикатором. Габариты прибора 30,4×30,4×7,6 см, а весит от всего 2 кг. Индекс цветопередачи CRI — 84. Угол раскрытия луча — 50 градусов.

Накамерный светильник Fillini Plus предлагает значительное увеличение количества света благодаря миниатюрным линзам Френеля, установленным перед каждым светодиодом. Он позволяет регулировать уровень яркости в пределах 0…100%. Это очень яркий прибор: он дает освещенность 800 лк на расстоянии 1 м. Угол раскрытия луча составляет 40 градусов.
Dedolight-2
Другой накамерный прибор Fillini Click можно собирать в панели большего размера различных конфигураций. Он оснащен зеркальным рефлектором для улучшения равномерности светового потока и увеличения светоотдачи, которая составляет 450 лк на расстоянии 1 м. Два фильтра (3200К и диффузор) крепятся на приборе с помощью очень удобных магнитных клипс.

Плюс к этому Dedolight предоставила мне для тестирования совершенно новый линзовый прибор Dedolight DLED 4.0, о котором я расскажу ниже. Этот небольшой комплект приборов стал основным и достаточным для съемок в интерьере автомобилей и днем и ночью, оправдав все мои лучшие ожидания. Работать с этим светом оказалось очень комфортно. Все мои страхи, связанные с цейтнотом, быстро улетучились.

Корпус
Одними из главных достоинств всех этих светодиодных приборов являются легкость и компактность. Светильники TECPRO одеты в пластиковые корпусы, что становится неоспоримым преимуществом в ситуациях, когда есть опасность поцарапать полировку дорогих автомобилей. Приборы TECPRO абсолютно безопасны в этом плане. Небольшие размеры приборов позволили расположить их в самых неожиданных местах салонов машин. Часто приборы даже не крепились, а просто клеились к панелям двусторонним скотчем или фиксировались пластиковыми стрипами.

Потребление
Эти светильники являются очень экономичными в плане электропотребления. На съемках мне даже не понадобился генератор, поскольку для питания трех светодиодных панелей мощности автомобильного прикуривателя оказалось вполне достаточно. Например, панель Felloni потребляет всего 24 Вт, очень мало по сравнению с 50 Вт, потребляемыми аналогичными приборами других фирм.
Dedolight-3
Ночные съемки
Картина снималась на пленку Kodak. В ночном режиме она экспонировалась как 320 единиц, при этом яркости приборов ночью оказалось достаточно даже с избытком, и мощность луча регулировалась диммером в сторону уменьшения светового потока процентов на 30 под рабочую диафрагму f2.8.

Съемки в дневное время
Днем применение этих приборов оказалось вполне эффективным — светодиодные панели были успешно использованы для подсветки крупных планов актеров через лобовое стекло.

Мощности приборов оказалось достаточно. Погода была пасмурная, и свет LED-приборов мягко и корректно, не ломая основного рисунка естественного освещения, отработал крупные планы героев. Легкий доступ к регулировкам яркости света и двухцветный режим приборов линейки TECPRO — еще два важнейших преимущества. Прибегнув к этим приборам, я практически отказался от применения фолиевых фильтров и всевозможных сеток, которые всегда отнимают очень много сил и времени на установку, загромождают пространство, особенно мешают во время съемок в движении и в условиях крайне ограниченного пространства.

И потом при наличии на приборах диммера и возможности регулировки цветовой температуры построение кадра по соотношению уровней яркости и цветовых решений происходит очень быстро и легко. С другими приборами это отнимало много времени и требовало ангельского терпения.

Мировой дебют Dedolight DLED 4.0

Отдельно хочется сказать о новом приборе Dedolight DLED 4.0. Мощность светового потока составляет 40 Вт. По размерам он близок к хорошо известным приборам Dedolight DLH4 (150 Вт). Но у него есть одно замечательное свойство, которое очень помогло мне в реальных условиях съемки, — возможность работы в двух режимах цветности (биколор).

В этом приборе степень изменения цвета от холодного к теплому любая. На съемках иногда нужно совсем чуть-чуть изменить температуру цвета, почти незаметно. Фильтрами делать это очень хлопотно, а потери яркостей при применении фильтров очень усложняют и удлиняют съемку.

Фокусировка светового луча в Dedolight DLED 4.0 осуществляется посредством регулировочного кольца, встроенного в корпус прибора, внешне напоминает регулятор настройки резкости (фокуса) телевизионных объективов. В торце прибора установлен мощный радиатор для отвода тепла, поэтому прибор почти не нагревается во время работы.

Особенность нового светильника в том, что диаметр передней части соответствует размеру классических приборов Dedolight, поэтому все существующие аксессуары (шторки, проекционные насадки и др.) подходят для этой новинки. По силе света новинка сопоставима с классическим галогенным прибором Dedolight 100 Вт, но в отличие от него позволяет экономить потребление и продлить время работы аккумуляторной батареи в полевых условиях.

На мой взгляд, основное назначение данного прибора — обеспечение мощного светового потока в условиях мобильной съемки. Мощность Dedolight DLED 4.0 как будто специально рассчитана для автомобильных съемок. Но, как можно убедиться из представленных фотографий, прибор вполне справился и с подсветкой теней на крупном плане днем в пасмурную погоду, не вызвал проблем с созданием контрового рисунка в портрете, а ночью превратился в хороший прожекторный свет, подходящий для любых условий.

Съемка на Dedolight DLED 4.0 осуществлялась при чувствительности пленки 160 единиц.
Хочу поблагодарить представителей фирмы Dedolight Романа Хоффмана и Франца Коха (недавнего выпускника ВГИКа), а также Сергея Шубина за организацию доставки этого светильника прямо из Германии специально для этих съемок.

Возможно, это первый в мире опыт использования Dedolight 4.0 на съемках полнометражного кино. На сегодняшний день съемки фильма «Упакованные» завершены, материал находится в монтажной и в скором времени должен выйти на экран. Благодаря новому, легкому в прямом и переносном смысле операторскому освещению, которое обеспечили устройства Dedolight, процесс съемки прошел эффективно, быстро и с хорошим творческим результатом.