Автор:

25 Октябрь 2012

Как и обещали в Microsoft русифицированная версия Office 2003 поспела в срок, и мы предлагаем познакомиться с наиболее существенными усовершенствованиями, затронувшими популярные приложения, а также представить новые продукты и технологии, актуальные для использования в домашних условиях. Начнем с Word.

Чтение
Панель инструментов «Стандартная» практически не претерпела изменений, за одним исключением — по умолчанию на ней красуется новая кнопка «Чтение», активирующая одноименный режим просмотра документа. По мнению разработчиков, он улучшает восприятие текста, а также позволяет быстро внести необходимые комментарии и поправки.

По умолчанию все почтовые вложения, просматриваемые без сохранения на диск, открываются именно в режиме «Чтение». Для его отключения снимите флажок «Разрешить запуск в режиме чтения» на вкладке «Общие» диалогового окна «Сервис» -> «Параметры». Привлечь внимание пользователя к новому режиму в Microsoft рассчитывают при помощи фирменной технологии ClearType, улучшающей отображение символов, и раскладки а-ля Acrobat Reader многолетней давности. Однозначно — на любителя. Куда более полезным усовершенствованием является опция «Справочные материалы».

Очень часто при работе в редакторе Word приходится обращаться к сторонним приложениям или бумажным изданиям. Причины бывают разными: перевод отдельного слова или целого текста, поиск дополнительной информации по какому-либо вопросу, толкование конкретного термина и т. д. Теперь не нужно отвлекаться от выполнения текущей задачи. Благодаря онлайн-сервису Microsoft Office Online, интегрированному в «Область задач» под пунктом «Справочные материалы», Word 2003 становится действительно полифункциональным инструментом. Бесплатные промокоды для скидок в лучших магазинах рунета.

Если «Область задач» недоступна, активируйте материалы». ее комбинацией клавиш Ctrl+F1. По умолчанию в выпадающем списке, позволяющем найти дополнительную информацию по слову или фразе, присутствует несколько не самых полезных сервисов (тезаурус, поиск в MSN, котировки акций). Попробуем добавить одну из русскоязычных служб российских компаний, которые предоставили в Microsoft сведения о своих ресурсах. Пока таких насчитывается немного (многоязычные словари ABBYY, системы машинного перевода PROMT, энциклопедии «Рубрикой», новости высоких технологий CNews), однако хочется верить, что их число со временем возрастет.

Для примера поэкспериментируем со справочным узлом ABBYY Lingvo Dictionary, который включает в себя все основные словари и функции полной версии популярного многоязычного электронного издания ABBYY Lingvo 8.0: перевод с/на четыре иностранных языка (английский, итальянский, немецкий и французский), быстрый поиск по всем словарям, обширная и актуальная словарная база. Он позволит не просто перевести слова и словосочетания, но также поможет уточнить правописание той или иной лексической единицы, подобрать синоним или антоним и т. д.

Кликните по ссылке «Параметры» в самом низу панели «Справочные материалы» и в открывшемся окне нажмите кнопку «Добавить службу». Для того чтобы добавить возможность работы со словарем ABBYY Lingvo, щелкните мышкой по ссылке ABBYY Lingvo Dictionary. После непродолжительной инсталляции и подключения службы придется перезапустить активное приложение Office (в нашем случае Word). Если вы знаете точный веб-адрес сервиса, который должен публиковаться на сайте Office Online, достаточно просто скопировать его в соответствующую строчку в окне добавления службы. Компания ABBYY выделила следующий адрес для своего ресурса: hftp://dicfionary.lingvo. ru/office_rus.asmx. Указываем его и продолжаем работать — перегрузка Word не потребуется.

Теперь введите слово или словосочетание в строку ввода и в выпадающем списке выберите вновь появившийся пункт ABBYY Lingvo Dictionary. Программа проведет поиск и выдаст перевод. По желанию можно изменить языковую пару и установить иное направление перевода. Кроме того, будут доступны такие опции, как перевод, полный перевод, варианты написания и поиск по статьям. Помимо операции копирования и прямого ввода слово можно отправить в строку поиска путем выделения мышкой при одновременном удерживании клавиши Alt. Аналогичным образом настраиваются и прочие службы. Естественно, позаботьтесь о том, чтобы была установлена связь с Интернетом.

На самом деле, интеграция с Microsoft Office Online обеспечена во всех приложениях Office, просто пример с Word наиболее показателен. До данного ресурса можно добраться непосредственно из браузера, однако использование ссылок, расположенных на панели «Справочные материалы» зачастую удобнее. Помимо конкретных служб, предоставляемых отдельными партнерами Microsoft, здесь найдется немало полезного: статьи, советы, коллекции картинок, шаблоны, интерактивные тренировки, обновления и т. д. Узел будет регулярно обновляться и пополнятся на основе определенных запросов пользователей Office.

Microsoft Office 2003: шаг вперед. Outlook
Ао сих пор пользователи домашних ПК не сильно жаловали один из ключевых офисных компонентов — Outlook. Многим хватало функционала Outlook Express. Возможно, ряд улучшений, отличающих новую версию «почтальона-органайзера», изменит сложившееся мнение.

1. Новый интерфейс
Самое главное интерфейсное усовершенствование Outlook 2003 — непривычная раскладка окон. Эксперименты показали, что при вертикальном расположении на экране помещается больше полезной информации. Outlook 2003 позволяет отображать область просмотра сообщений справа от списка респондентов, что приводит к рациональному использованию рабочего пространства.
Для того чтобы проверить данное утверждение, достаточно выбрать опцию «Справа» в пункте меню «Вид», «Область чтения». Для тех, кто сочтет подобный способ представления информации неудобным, предусмотрен возврат к прежнему интерфейсу (опции «Снизу» и «Отключена» из того же пункта меню).

2.Папки поиска
В условиях постоянно возрастающего потока корреспонденции усиливается проблема своевременного реагирования на входящие сообщения. Для подготовки оперативных ответов важно правильно расставить приоритеты и грамотно рассортировать почту.

Outlook 2003 позволяет легко группировать письма по различным признакам (дата, тема, отправитель, размер, важность и пр.), а затем по мере надобности распределять их в определенные папки (как существующие, так и создаваемые пользователем). По умолчанию Outlook уже содержит несколько полезных фолдеров, в которых информация для более удобного просмотра «дублируется» по соответствующему критерию: «Непрочтенные письма», «К исполнению» (сообщения, помеченные разноцветными флажками) и «Большие письма» (почта, содержащая объемные вложения).

Однако можно создать сколь угодно много папок, удовлетворяющих какому-либо параметру. Например, после компоновки содержимого «Входящих» по полю «От», легко выбрать письма от одного респондента (предварительно дав команду «Свернуть все группы») и по щелчку правой кнопки мыши выделить для них обособленное место хранения («Переместить в папку» -> «Создать» -> «Имя папки»). Очень полезна функция группировки посланий по дополнительным индексам («Переписка с указанными адресатами», «Письма, отправленные непосредственно мне», «Письма с вложениями» и пр.). Она вызывается по щелчку правой кнопки мыши в «Папках поиска» (пункт «Создать папку поиска»). Важно отметить, что все последующие входящие сообщения, подпадающие под заданный критерий, будут автоматически направляться в соответствующую папку.
По сути, знакомые многим правила и фильтры, применяемые в том числе и в других почтовых клиентах, в Outlook 2003 обрели более удобную форму и обросли новыми возможностями.

Спам-фильтр
За последние несколько лет спам обрел глобальные масштабы. По прогнозам ряда аналитических агентств, через пару лет отсев спама будет обходиться предприятиям примерно в $300 в расчете на одного сотрудника, а количество серверов, занятых обработкой обычной и бесполезной почты, сравняется. Десятки софтверных компаний предлагают свои программные решения в области защиты от информационного напора извне. Новый Outlook 2003 содержит необходимый набор функций, позволяющих каждому пользователю управлять своей корреспонденцией и помещать ненужные письма в специальную папку «Нежелательная почта». Помимо привычных правил в арсенал средств добавился спам-фильтр.
Для настройки параметров фильтрации необходимо выполнить команду «Действия» -> «Нежелательная почта» -> «Параметры нежелательной почты». В открывшемся окне нам предлагается:
— самостоятельно сформировать красноречивые списки «Надежные получатели», «Надежные отправители» и «Заблокированные получатели» (судя по всему, ошибка локализации, поскольку речь явно идет о заблокированных отправителях);
— положиться на интеллектуальные способности механизма по отлову спама, созданного стараниями Microsoft, и установить на закладке «Параметры» один из уровней автоматической фильтрации входящих сообщений: нулевой (в спецпапку помещаются только письма от вручную заблокированных отправителей), низкий (перехват явного, по мнению разработчиков, мусора), высокий (фильтрация большей части несанкционированного потока с вероятностью захвата некоторых полезных сообщений), максимальный (в папку «Входящие» попадают послания исключительно от тех контрагентов, которые были включены в список надежных).
Проделав одно или несколько из вышеуказанных действий, вы сэкономите время на ежедневные операции по вычищению папки «Входящие», которая теперь будет содержать преимущественно санкционированную переписку.

Объемный мир выглядит на обычных фотографиях совсем не так, как в действительности. Только стереоскопическое изображение способно передать все грани окружаюшего нас пространства. Не случайно в паспортах наших отпрысков вместо привыччых фотографий появятся трехмерные. Впрочем, уже сегодня сделать стереоскопическую фотографию совсем несложно даже в домашних условиях.

Технологии создания стереоизображения появились задолго до изобретения компьютера. Анаглифный метод (от греч. anagliphos — рельефный), на основе которого проще всего сделать стереофотографию, был изобретен во Франции еще в XIX веке учеными Жо-зефом д’Альмедиа и Дюком дю Ороном. Он основан на эффекте сдвига по красному цвету, когда левый глаз воспринимает только красный цвет, а правый — только зеленый и синий. Для сведения в качестве светофильтров используются красно-синие или красно-зеленые очки-анаглифы.

Другой распространенный способ создания стереоизображения — коммуникационные ЖК-очки, которыми комплектуются современные видеокарты класса Deluxe. Они работают по принципу раздельной подачи информации: запирающий механизм попеременно закрывает то один, то другой окуляр с такой высокой частотой, что мы не успеваем этого заметить. В результате происходит имитация бинокулярного зрения и. соответственно, возникает стереоэффект. Недостатками коммуникационных очков, помимо их довольно высокой цены, является привязанность к конкретному типу графической платы и потенциальный ущерб для зрения.

Относительно недавно был придуман еще один компьютерный метод моделирования стереоэффекта — LCD-панели со специальным режимом трехмерного изображения. Применяемая в них технология напоминает старые голографические календари с моргающими японками: за счет разнонаправленной подсветки левый глаз человека видит только нечетные ряды стереопары, а правый — только четные. Хотя в этом случае стереоэффект возможен лишь под определенным углом зрения, по заявлениям разработчиков из компании Dimension Technologies, их 30-мониторы (по цене от $1700 за модель 15″) позволяют обходиться без каких-либо дополнительных приспособлений.
Впрочем, пора переходить от теории к практике.

Подготовительный этап
Для моделирования анаглифного стереоизображения вам понадобятся две очень похожие фотографии одного объекта, снятого чуть левее и чуть правее фокуса. Специально для таких съемок был придуман особый фотоаппарат со спаренными объективами. Да вот проблема: найти такую «двуглазую» камеру совсем не просто. К счастью, для за-печатления неподвижных объектов можно обойтись и без нее — достаточно обычного цифрового или зеркального аппарата.

Снимите объект последовательно с двух точек, расположенных горизонтально относительно уровня земли. Ничего сложного в этом нет, нужно лишь правильно выбрать антураж. Нельзя фотографировать, скажем, движущуюся машину, особенно в непогоду. Идеальный сюжет для стереопары — ряд следующих друг за другом объектов, что-то вроде аллеи в парке, безлюдной улицы или красочного каньона. В этом случае стереоизображение получается наиболее эффектным.

Старайтесь не снимать объекты слишком крупно или чересчур удаленно. И самое главное — соблюдайте расстояние между ними (т.н. стереобазу). Если сфотографируете их очень близко, пропадет объемность; если же слишком далеко, — готовое анаглифное изображение будет неприятно двоиться в глазах. В большинстве случаев стерео-база должна быть равной среднему расстоянию между глазами взрослого человека, то есть примерно 6—7 см. Для более точных расчетов воспользуйтесь маленькой бесплатной утилитой Stere-obase (см. на CD), в которой достаточно указать размеры объектива и удаленность ; от объекта.

Не забудьте и о самих красно-синих очках-анаглифах. Например, предлагает заказать их на своем сайте www.stereomir.ru. Стоимость чисто символическая — 10—15 рублей за штуку, но, в принципе, изготовить анаглифы можно и самостоятельно. Для этого понадобятся две полоски плотной бумаги или картона и два куска цветной прозрачной пленки красного и синего московская компания «Стереомир» (или зеленого) цвета.

Настоящее 3D
Современные BD-игры всего лишь имитируют объемность на плоском экране монитора. По-настояшему трехмерными они становятся только при стереоскопическом изображении. И добиться этого вполне реально. Счастливым обладателям видеокарт NVIDIA, для того чтобы включить стереоизображение, достаточно воспользоваться спеииальным драйвером 3D Stereo Driver [см. на CD], последняя версия которого поддерживает свыше тысячи популярчых игр, в том числе культовые серии Quake, Tomb Raider и Half-Life. В настройках видеокарты можно либо оставить стереорежим постоянно включенным, либо активировать его время от времени при помоши «горячих» клавиш (по умолчанию — Ctrl + Т]. В любом случае не забудьте настроить параметр «Разделение», определяющий величину сте-реобазы (больше 20 ставить не советуем, особенно на небольших мониторах]. К сожалению, обладателям видеокарт NVIDIA TNT/TNT2 придется поискать старую версию 3D Stereo Driver и, соответственно, аналогичную версию обычного Detonator. Для того чтобы включить поддержку анаглифных очков, необходимо еше внести небольшое изменение в системный реестр: в разделе HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\NVIDIA Corpora-tion\Global\Stereo3D измените значение DWORD параметра Stereo-ViewerType с «1» на «80000001».

Владельиы видеокарт других производителей могут воспользоваться демонстрационной версией стереодрайвера eyeScream light Demo, созданного компанией Metabyte Wicked 3D. Правда, она поддерживает всего две игры — Quake 111 и 4X4 Evolution. Зато эффект просто потрясающий, так и хочется протянуть руку к монитору и схватить за шкирку вертлявого бота.

Рецептура
Итак, предположим, что вы сумели получить две фотографии, на одной из которых объект смещен чуть влево, а на другой чуть вправо относительно фокуса. Теперь отсканируйте их (на выходе они должны иметь одинаковые размеры) и откройте в графическом редакторе, поддерживающем работу с цветовыми каналами, например в Adobe Photoshop. Назовите «правую» и «левую» фотографии, соответственно, Right и Left. Обязательно задайте для каждой из них режим RGB, после чего обратитесь к закладке с цветовыми каналами.

На фотографии Left оставьте видимым только красный цветовой канал (Red). Выделите его (Select > АН) и скопируйте в буфер обмена. Затем точно так же активируйте канал Red на фотографии Right, поместите на его место копию из буфера обмена и сделайте видимыми остальные цветовые каналы — Green (зеленый) и Blue (синий). Картинка примет странный размытый вид.

Для того чтобы увидеть стереофотографию во всей ее объемной красоте, наденьте красно-синие очки и выберите оптимальное положение «чужого» красного канала относительно «родных» синего и зеленого с помощью инструмента перемещения. Когда изображение станет четким и перестанет двоиться в глазах, сохраните получившийся результат. Если требуется, подкорректируйте яркость и контрастность, удалите лишние куски по краям.

В Jasc Paint Shop Pro тоже можно скомпилировать из двух простых фотографий одну стереоскопическую. Но они должны быть не просто близкими по размеру, а строго одинаковыми. Сам же процесс моделирования умещается в два этапа. Сначала вы должны разделить «правую» и «левую» (именно в такой последовательности) фотографию на три канала (Colors > Split Channel > Split to RGB), а затем склеить их (Colors > Combine Channel > Combine from RGB) по следующей схеме: Red2 — Green 1 — Bluel. К сожалению, переместить «чужой» красный канал в этой программе вы не сможете.

Бесплатные специалисты третьего измерения
Для создания стереоизображений из парных снимков вовсе не обязательно прибегать к профессиональным графическим редакторам. Есть немало программ, специализирующихся на моделировании анаглифных иллюстраций. Они работают почти в автоматическом режиме, к тому же большинство из них распространяется бесплатно.

Одним из лучших фриварных «стереопреобразователей» является программа Images 3D (см. на CD]. С ее помошью можно не только создать анаглифное изображение из двух снимков стереопары, но и подкорректировать его через систему фильтров. Причем от пользователя почти ничего не требуется — только загрузить или отсканировать исходные фотографии, а также уточнить, если необходимо, на закладке Align положение левой картинки относительно правой.
Другая популярная программа Anaglyph Maker (см. на CD) позволяет из заранее подготовленной стереопары сделать сразу несколько видов анаглифного изображения, отличных от классического Red-Blue. Наилучшим образом они выглядят в варианте Red-Cyan (красно-бирюзовый). В настройках предусмотрены коррекция яркости и контрастности, а также выбор оптимального расположения «правой» и «левой» картинки относительно друг друга.

Стереокартинки способен открыть и обыкновенный браузер, если в нем установлен плагин DepthCharge (www.vrex.com). Установив его, обязательно загляните на сайт www.3dexpo.com. Там вы найдете несколько тематических галерей стереоиллюстрашй. Особенно впечатляют обьемные фотографии зубастых акул. Еше один интересный продует — StereoMovie Maker (www3. zero.ad.jp/esuto]. Как следует из названия этого редактора, он предназначен для производства стереофильмов. Технология их создания абсолютно такая же, как и при производстве статичных кадров. Только вместо графических форматов используется стереопара мультимедийных AVI.

Приручаем Linux: ролики

Мультимедиа Linux

«Нет ничего такого, чего на компьютере нельзя было бы сделать под Linux», — скажет вам заядлый линуксоид. И будет по-своему прав: в том смысле, что все задачи, которые под Linux приходилось решать лично ему, он решил успешно. Впрочем… неужели действительно все?

Начиная с Windows 95, семейство ОС от Microsoft особенно гордится своей ориентированностью на работу с мультимедийными приложениями. Запустить на исполнение аудиофайл или видеоролик в системе Windows не составляет никакого труда: достаточно пару раз щелкнуть мышкой по соответствующей иконке. Совсем другое дело в различных дистрибутивах Linux. Если заставить музыку звучать еще относительно несложно (вспомним, впрочем, как пришлось повозиться с активизацией воспроизведения формата МРЗ в Red Hat Linux 9). то с видео дела обстоят чуточку иначе. На первый, робкий взгляд грустновато они обстоят. Но — небезнадежно!

Обычным путем
Первое, что приходит на ум начинающему пользователю Linux, пожелавшему насладиться видеофильмом или клипом в рамках осваиваемой им ОС, — это попробовать «путь Windows». To есть просто открыть в графическом файловом браузере директорию с находящимся в ней роликом, дважды щелкнуть по нему и посмотреть, что получится.

Откроем Konqueror. Простейший способ запустить его для просмотра локальных файлов — ткнуть мышью в иконку с папкой и домиком на «Рабочем столе», либо проследовать по ссылке «Домой».

Тип файла отображается верно, но… в Главном меню (открывающемся при нажатии кнопки с красной шапкой в левом нижнем углу экрана, аналогичной по предназначению Windows-кнопке «Пуск»). Добравшись до каталога, где, как вам известно, должен содержаться видеофайл (допустим, в формате .avi), обратите внимание: он отображается особым ярлычком, напоминающим отрезок кинопленки, — следовательно, распознается системой именно в качестве контейнера видеоданных. Наведитесь на него мышкой — во всплывшей подсказке будет содержаться масса интереснейших сведений о файле, вплоть до типа применявшегося для его создания кодека и количества кадров в секунду при отображении. Но вот незадача: стоит щелкнуть по иконке, отправляя файл на воспроизведение, как… ровным счетом ничего не произойдет. Точнее — запустится медиаплеер Ка-boodle. Менеджер пакетов получает список пакетов, установленных в настоящее время в системе. Давайте удостоверимся, что исходная установка Red Hat Linux 9 (полная установка, как вы помните) действительно не содержит инструментария для воспроизведения видео. Воспользуйтесь в своих изысканиях утилитой «Установка/удаление приложений» из комплекта «Системные параметры» кнопки Главного меню KDE.

После того как вы запустите эту утилиту, она на несколько десятков секунд заставит компьютер работать практически со стопроцентной загрузкой, осуществляя сбор информации об инсталлированных в системе rpm-пакетах. Реестра как такового в Linux не существует, однако каждая установка программного продукта в формате rpm предусматривает внесение соответствующей записи в особую базу данных. Вот сейчас на ваших глазах эта Оаза. Щелкнув по ссылке «Сведения», можно детализиро-доставляя возможность список пакетов контролировать находящееся на компьютере ПО. Кстати, привилегия такого контроля принадлежит исключительно суперпользователю, поэтому система предложит вам ввести пароль root’a, прежде чем примется за обновление базы.

Нетрудно сделать вывод, что если вы устанавливаете новый пакет не через rpm, а прямой компиляцией из tar-архива, то сведений о нем в этой базе данных не будет. Поэтому нелишним окажется ведение (вручную, разумеется) списка развернутых на компьютере tarballs — иначе однажды вы просто забудете, что и зачем ставили. И если придется переустанавливать систему с нуля, то часть таких пакетов может просто потеряться — в итоге вы, забыв, каким образом инсталлировалась та или иная программа, неприятно удивитесь, обнаружив, что лишились возможности производить в системе привычные действия. Поэтому ведите список самостоятельно компилируемых из tar-архивов программ — и храните сами tar-balls где-нибудь в надежном месте (скажем, в пустой изначально директории /opt), чтобы они были под рукой в случае чего.

Итак, выбрав в списке пакетов Sound and Video, посмотрим детальный отчет по этой группе. Оказывается, невзирая на присутствие такой экзотики, как xawtv (просмотр телепередач — при наличии TV-тюнера, конечно), ни единого кодека или программы для воспроизведения видео в списке не обнаруживается. Ну что же… Значит, надо двигаться привычным уже путем.

MPlayer, наше все
Для постоянных читателей рубрики не составит труда посетить раздел медиаприложений на сайте freshmeat.net, самом обширном хранилище свободно распространяемого ПО в Сети, и скачать оттуда программу MPlayer — мощное средство для просмотра всевозможных видеофайлов. (Правда, с тем же успехом эту утилиту можно отыскать на прилагаемом к журналу CD. — как раз в виде tarball.) Как с установочным файлом обращаться, все уже, смею надеяться, прекрасно знают. Но на всякий случай — кратко повторюсь.

Архивный файл (в нашем случае это второй пререлиз версии 1.0) разворачивается в каталог /usr/local/src стандартной командой tar xv]f HPlayer-1.0pre2.tar.bz2. По окончании работы tar в /usr/local/src образуется подкаталог MPlayer-1.0рге2. В нем расположены все необходимые для компиляции программы и работы с ней файлы. Последним предупреждением после сборки программы с форматом, работать 6удет указание на Т0/ чт0 в каталоге /usr/local/lib/codecs.
С Которым MPlayer нет специализированных Windows-кодеков.
А для оперативной сборки и запуска программы вполне хватит информации, содержащейся в файле README. README можно, впрочем, вообще не читать: если систему вы ставили в свое время «по полной»,на данной машине уже присутствуют. Достаточно исполнить в командной строке привычную комбинацию: ./configure make. Затем перейти в режим root при помощи утилиты su и проинсталлировать скомпилированные бинарные файлы: лаке install.

Собственно, на этом все. Точнее, так: все — если никакие дополнительные кодеки, помимо уже ском-пилированных по умолчанию, вам не пригодятся. Но ведь они могут и пригодиться…

Что ж попишешь; могут — значит, могут. Взяв для примера несколько попавшихся под руку видеофрагментов (в основном, трейлеров недавно проанонсированных кинофильмов), я убедился, что при просмотре файлов с расширениями .avi, .mov, .mpeg необходимые для их воспроизведения кодеки оказались уже скомпилированными вместе с исходным кодом MPIayer’a менее чем в половине случаев. Значит, надо обратиться к тому богатству дополнительных возможностей, которые приготовили для нас разработчики программы, а именно — подключить к уже работающему ПО добавочные модули-кодеки.

Ничего запредельно сложного в этой процедуре нет. Прежде всего следует определить, какого именно кодека не хватает системе. В мо- те QuickTime) с воспроизведением видео все было в порядке — MPlayer при старте рапортовал, что используется встроенный кодек. Однако звук картинку не сопровождал. В чем дело? Ответ содержался в той в окне терминальной сессии запуска MPlayer: «Found unknown audio… QDM2».

Управление MPlayer
Этот медиаплеер является утилитой командной строки, то есть запускать его разумнее всего не через «графическую командную строку», а из окна терминала — скажем, xterrn или коп-sole. Базовая опиия запуска — mplayer имя-файла.

После старта программа выводит на экран терминала массу полезной информаиии. Из того же терминала ею можно управлять (более полный список клавиш контроля доступен, если набрать в командной строке mplayer без параметров и нажать на «ввод»). Так, «серые» стрелки вправо/влево [а также мышиное колесо) отвечают за прокрутку видеопотока вперед/назад пор-ииями по 10 секунд. Стрелки вверх/вниз заставляют ролик прокручиваться на целую минуту, а клавиши PgUp и PgDown — на 10 минут. Паузу воспроизведению можчо назначить (и затем отменить) клавишей р или пробелом, закончить просмотр — q или Esc. «Звездочка» (*) и «слэш» (/) управляют громкостью звука, а латинская о — наличием/отсутствием сопровождающего картинку дисплея, на котором в случае необходимости могут появляться субтитры.

Итак, выбрав в списке пакетов Sound and Video, посмотрим детальный отчет по этой «руппе. Оказывается, невзирая на присутствие такой экзотики, как xawtv (просмотр телепередач — при наличии TV-тюнера, конечно), ни единого кодека или программы для воспроизведения видео в списке не обнаруживается. Ну что же… Значит, надо двигаться привычным уже путем. А именно — отправляться на -eshmeat.net.

Для постоянных читателей рубрики не составит труда посетить раздел медиаприложений на сайте freshmeat.net, самом обширном хранилище свободно распространяемого ПО в Сети, и скачать оттуда программу MPIayer — мощное средство для просмотра всевозможных видеофайлов. (Правда, с тем же ус- мые инструкции следует искать пехом эту утилиту можно отыскать в поддиректории DOCS. А для опе-на прилагаемом к журналу CD, — ративной сборки и запуска про-как раз в виде tarball.) README можно, впрочем, вообще не читать: если систему вы ставили в свое время «по полной».
? В файле README после распаковки архива MPIayer. Значит, все ДОПОЛНИТЕЛЬНО прочесть много любопытного — в частности, какие ау- тельные библиотеки дио- и видеокодеки идут с ним в комплекте по умолчанию, на данной машине уже присутствуют.

Архивный файл (в нашем случае это второй пререлиз версии 1.0) разворачивается в каталог /usr/lo-cal/src стандартной командой tar xvjf HPlayer-1.0pre2.tar.bz2.
По окончании работы tar в /usr/local/src образуется подкаталог МР1ауег-1.0рге2. В нем расположены все необходимые для компиляции программы и работы с ней файлы.

Последним предупреждением после сборки программы
с форматом, работать 6удет указание на т0; чт0 в каталоге /USr/local/lib/codecs
с которым MPIayer нет специализированных Windows-кодеков. Не пугайтесь: все откажется, необходиму свое время статочно исполнить в командной строке привычную комбинацию: ./configure make.

Затем перейти в режим root при помощи утилиты su и проинсталлировать скомпилированные бинарные файлы: make install.

Собственно, на этом все. Точнее, так: все — если никакие дополнительные кодеки, помимо уже скомпилированных по умолчанию, вам не пригодятся. Но ведь они могут и пригодиться…

Что ж попишешь; могут — значит, могут. Взяв для примера несколько попавшихся под руку видеофрагментов (в основном, трейлеров недавно проанонсированных кинофильмов), я убедился, что при просмотре файлов с расширениями .avi. .mov, .mpeg необходимые для их воспроизведения кодеки оказались уже скомпилированными вместе с исходным кодом MPIayer’a менее чем в половине случаев. Значит, надо обратиться к тому богатству дополнительных возможностей, которые приготовили для нас разработчики программы, а именно — подключить к уже работающему ПО добавочные модули-кодеки.

Ничего запредельно сложного в этой процедуре нет. Прежде всего следует определить, какого именно кодека не хватает системе. В моем случае (файлы .mov. кодированные в формате QuickTime) с воспроизведением видео все было в порядке — MPIayer при старте рапортовал, что используется встроенный кодек. Однако звук картинку не сопровождал. В чем дело? Ответ содержался в той информации, что проскакивала в окне терминальной сессии запуска MPIayer: «Found unknown audio… QDM2». Изучив справку по программе (файл DOCS/en/codecs. html в дереве инсталляционного каталога).

Управление MPIayer
Этот медиаплеер является утилитой командной строки, то есть запускать его разумнее всего не через «графическую командную строку», а из окна терминала — скажем, xterm или коп-sole. Базовая опция запуска — mplayer имя.файла.

После старта программа выводит на экран терминала массу полезной информаиии. Из того же терминала ею можно управлять (более полный список клавиш контроля доступен, если набрать в командной строке mplayer без параметров и нажать на «ввод»]. Так, «серые» стрелки вправо/влево (а также мышиное колесо] отвечают за прокрутку видеопотока вперед/назад пор-ииями по 10 секунд. Стрелки вверх/вниз заставляют ролик прокручиваться на иелую минуту, а клавиши PgUp и PgDown — на 10 минут. Паузу воспроизведению можно назначить (и затем отменить] клавишей р или пробелом, закончить просмотр — q или Esc. «Звездочка» (*] и «слэш» [/] управляют громкостью звука, а латинская о — наличием/отсутствием сопровождающего картинку дисплея, на котором в случае необходимости могут появляться субтитры. И, разумеется, самую полную справку по программе вы получите, введя в командной строке директиву man mplayer.

емых QuickTime, и для его активации необходимо установить в системе соответствующие библиотеки. Направившись по указанному в руководстве адресу (www.mplay-erhq. hu/MPIayer/releases/codecs), я обнаружил сразу два комплекта QuickTime Codepack DLLs — версий 5 и 6. Для воспроизведения распространяемых сейчас производителями видео .mov-файлов вполне достаточно пятой версии библиотек, но рекомендуется все-таки установить шестую, поскольку работает она быстрее. Что же, файл www. mplayerhq.hu/MPIayer/releases/ codecs/qt6dlls.tar.bz2 был скачан (см. его на нашем CD, кстати) и распакован. Внутри обнаружились несколько файлов — так называемых «библиотек Win32», предназначенных, в данном случае, для корректной обработки видео в формате QuickTime. Эти файлы руководство пользователя рекомендовало поместить в каталог/usr/local/lib/codecs, содержимое которого автоматически инкорпорируется в исполняемую структуру МPlayer в ходе компиляции. Однако такого каталога у меня на винчестере не было. Пришлось его завести, — перейдя в режим root, разумеется, поскольку правами на создание каталогов в директории /usr/local/lib/ обладает только суперпользователь:
SU rakdir /usr/local/lib/codecs chmod o+w /usr/local/lib/codecs.

Последнее действие необходимо для того, чтобы рядовой пользователь (то есть я из своего основного логина) смог записывать что бы то ни было в этот каталог. И уже после того, как туда было перемещено содержимое архива qt6dlls.tar.bz2, я снова скомпилировал М Player: cd /usr/local/src/HPlayer-1.Opre2 ./configure make su make install.

На этапе создания конфигурационного файла компилятор выдал обнадеживающее сообщение: «Checking for Win32 codec DLL support … yes (using /usr/local/lib/ codecs)». И действительно: запустив в «пересобранном» MPIayer’e .mov-файл, я убедился, что звук полноценно воспроизводится с задействованием свежеустановленных QDMC/QDM2 аудиодекодеков.

Кое-что еще
Не МРlауег’ом единым конечно же живо видео под Linux. Кажется, что число известных медиаплееров попросту необъятно — сами загляните на freshmeat.net в мультимедийный раздел. Но на деле из всего этого многообразия регулярной и вдумчивой поддержкой разработчиков могут похвастаться лишь несколько проектов, которые в итоге и оказываются доминирующими. MPIayer — самый известный, но не единственный из них. Заслуживает упоминания также и проигрыватель Xine.

Заполучить исходный код этого пакета для инсталляции можно на «родном» сайте http://www.xinehq. dc — или же, как водится, переписать его с нашего компакт-диска. Для просмотра видео потребуется инсталляция двух компонентов программы: набора библиотек xine-lib и одной из возможных оболочек —
в нашем случае, xine-ui. Скомпилировав и установив стандартным способом xine-lib, проделайте затем то же самое с xine-ui, и в вашем распоряжении окажется полностью графический видеопроигрыватель. Вот его с легкостью можно запускать из «графической командной строки», активируемой в KDE в любое время по нажатии клавиш Alt+F2.

В ходе компиляции пакета Xine обнаруживается, однако, некоторая тонкость. С xine-lib ни малейшей трудности не возникает, но, собирая из исходников xine-ui, вы. скорее всего, обнаружите: на этапе создания конфигурационного файла, при исполнении скрипта ./configure, система окажется неспособной отыскать только что проинсталлированные библиотеки предшествующего пакета.

Почему такого не происходило для того же MPIayer? Да потому.
что он компилировался в пределах единой поддиректории каталога /usr/local/src, и все пути установки дополнительных компонентов прописывались незамедлительно и с легкостью. Теперь же нам следует на системном уровне сделать /usr/local/lib общедоступным хранилищем библиотек.

Такая процедура носит название «динамического связывания» (dynamic linking), отвечает за его осуществление утилита Idconfig (см. man Idconfig) и ее конфигурационный файл /etc/ld.so.config. Формат последнего элементарен — в каждой новой строке располагается абсолютный путь к очередному хранилищу программных библиотек.

По умолчанию там уже содержится несколько: вашей задачей будет открыть этот файл (проще всего в редакторе vi) и добавить в него соответствующую потребностям настоящего момента строчку. Разумеется, производить такое действие нужно от имени суперпользователя. Вернувшись из редактора в командную строку root, исполните директиву Idconfig — и динамический указатель на новое хранилище библиотек будет установленНародная защита.

Переписка по электронной почте в режиме полной конфиденциальности — задача, актуальная для многих владельцев ПК. Обеспечить надежную зашиту личных данных поможет поистине народное средство — программа PGP [Pretty Good Privacy), отпраздновавшая в 2003 году свое 10-летие.

Нужна ли вам PGP? Да — если вы занимаетесь действительно серьезной перепиской, работаете детективом/банкиром и стремитесь, чтобы никто кроме вас и ваших клиентов/партнеров не был посвящен в тайны разведданных/переговоров.

Да — если вас коробит от мысли, что кто-то беспрепятственно копается в перенесенных вами любовных переживаниях, запечатленных в папках «Входящие»/«Отпра-вленные» почтового клиента.

Да — если офисный компьютер становится по-настоящему вашим только на 2—3 часа в день, а в остальное время за ним работают сослуживцы, половину из которых вы недолюбливаете или подозреваете в нечистоплотности.

Да — если вы боитесь, что злой хакер перехватит ваше сообщение по пути из точки А в точку В.

PGP (www.pgpi.org) построена на принципе публичной криптографии, или обмена открытыми ключами. Наряду с открытым ключом каждый человек, установивший PGP (см. на CD версию 8.0.2) на свой компьютер, имеет также и секретный (закрытый) ключ, используемый для подписи корреспонденции. Оба связаны между собой: первый дешифрует код, сгенерированный при помощи другого.

Подбор пары
После распаковки и инсталляции дистрибутива на вашем компьютере появятся три утилиты — PG-Pkeys, PGPmail и PGPdisk. Первая наиболее важна для выполнения нашей задачи, поскольку позволяет обзавестись с той самой парой ключей. Ключ — это число определенной величины, которое используется криптографическим алгоритмом для шифрования текста. Увеличивая его размер, вы затрудняете взлом кода.

Важно понимать, что оба партнера по переписке должны установить PGR сгенерировать по одной паре ключей и отправить друг другу их публичные составляющие. При инсталляции программы Мастер генерации создаст такую пару, однако в процессе работы их можно наплодить сколь угодно много, выбрав опцию New key во вкладке Keys. От вас потребуется сообщить полное имя, адрес электронной почты, с которого будут отправляться сообщения, а также парольную фразу. Отнеситесь максимально сознательно к выдумыванию последней. Запамятуете ее — и на восстановлении зашифрованной информации можно ставить крест. Впрочем, чрезмерный примитивизм тоже до добра не доведет — вы рискуете стать жертвой словарных атак и прочих технологий подбора паролей.
В режиме Expert помимо имени, адреса и пароля программа попросит отметить один из трех типов ключа (в большинстве случаев это не принципиально, однако если ваш оппонент пользуется более ранней версией PGR то следует выбирать RSA Legacy), его размер и время «смерти» ключевой пары, которое по умолчанию устанавливается в положение Never («Никогда»).

После процедуры генерации мы оказываемся в рабочем окне PGP-keys и наблюдаем результат только что проделанной операции (жирным шрифтом выделен ключ, созданный первоначально при инсталляции). Зайдите во вкладку View и отметьте галочками ту информацию о ключах, которую желаете видеть на экране (можно убрать все, включая панель инструментов, оставив лишь имя автора и e-mail).

Обмен ключами
Для того чтобы адресат смог прочесть ваше зашифрованное послание (равно как и вы его), необходимо обменяться только что созданными открытыми ключами.

Для этого существуют два основных способа:
— отправка по почте. Из списка имеющихся выделите нужный ключ, нажав на правую кнопку мыши. Спуститесь к команде Export и экспортируйте ключ в файл с расширением ASC. Получившийся файл рассылается по почте тому, с кем планируется общение. Взамен вы получаете аналогичную «посылку»;
— размещение файла на сервере. Существует как встроенный ресурс PGR так и дополнительные сервисы (подробнее о так называемом Банке обмена открытыми ключами читайте на страничке www.pgp2all.org.ru/bank.htn’). Если вы предпочтете PGP, нажмите на панели инструментов кнопку Senc key to server.

Процедура добывания открытого ключа от контрагента практически идентична: вы получаете файл по почте (в крайнем случае на дискете) или заходите в Банк (если ключ оставлен именно там). PGP поддерживает функцию поиска по специальным ресурсам, для активизации которой нужно нажать на комбинацию клавиш Ctrl+F или просто дать команду Server -> Search.

В нашем примере Елена написала письмо, прикрепив к нему файл, содержащий свой открытый ключ. Мы получив его и сохранив на жестком диске, воспользовались командой Import меню Keys и в открывшемся окошке добавили ее за нашу связку (Keyring).

Шифровка
Елена ждет, когда же, наконец, она получит закодированное послание. Набросаем для нее несколько строчек и сохраним наше письмо в файл «для Елены.doc». Далее выделим его через «Проводник» правой кнопкой мыши, спустимся до строчки PGP и выберем пункт Encrypt (зашифровать) или Епсп,;- & Sign (зашифровать и подписать). Программа откроет окно под названием PGPshell — Key Selection Dialog.

Цифровая подпись (Sign) — необязательный элемент переписки. Однако она позволяет получателю документа или файла удостовериться в личности отправителя. Последнему при отправке почты потребуется ввести ту же самую парольную фразу, которой защищен его закрытый ключ. В нижнюю область (Recipients) строчку с именем и адресом Елены, по сути являющуюся ее открытым ключом, который мы получили от нее чуть раньше по почте. Если был выбран пункт Encrypt & Sign, нас дополнительно попросят указать парольную фразу нашего ключа.

PGP проводит мгновенную манипуляцию — и зашифрованный файл готов к отправке. Кстати, обратите внимание, что его оригинальный размер уменьшился почти в 6 раз!

Дешифровка
Овладев приемами шифрования, вы без труда освоите обратный процесс. Получив от Елены ответную «шифровку», следует полностью выделить присланный текст и скопировать его в буфер обмена. Далее воспользуйтесь услугами PGPtray и через меню Clipboard выберите пункт Decrypt & Verify. Выполнив команду Edit, внимательно посмотрите, что же для вас зашифровано, и решите, нужно ли материализовать содержимое буфера или же достаточно просто ознакомиться с ним. а затем навсегда уничтожить» прибегнув к опции Empty.

PGPdisk
PGP пригодится и при необходимости постоянного хранения секретных данных на жестком диске компьютера. Для этого служит один из ее компонентов — PGPdisk. К сожалению, в своей последней итераиии он доступен только для тех, кто приобрел соответствующую лицензию, поэтому желающим рекомендуем обращаться к прежним версиям программы, носяшим статус freeware.

После установки и запуска PGPdisk вы создаете некую область, указывая ее название и размер, и вводите парольную фразу, без которой НИ1СТО не получит доступ к вашим секретным данным. По команде Mount новоиспеченный диск займет достойное место в «Проводнике» (или любом другом файл-менеджере] — на нем вы можете копировать, удалять, редактировать файлы, инсталлировать программы, т. е. совершать обычные действия. По окончании работы просто размонтируйте (Unmount) свой персональный диск, и он пропадет из поля зрения, оставив после себя лишь один зашифрованный файл. Из дополнительных настроек стоит отметить функцию автоматического выключения диска при простое в течение определенного времени или впадении компьютера «в спячку».
Удобство PGPdisk состоит в том, что при его использовании нет необходимости проделывать операции шифрования для каждого файла в отдельности.

Гостевая книга Питона

Выше среднего
Ни один мало-мальски серьезный веб-проект не обходится без поддержки со стороны серверной базы данных. Последняя позволяет не только персонифииировать интерфейс сайта и набор его функциональных элементов, но и поддерживать различные интерактивные веб-приложения.

Постановка задачи
В качестве примера того, как научить написанный на Python сценарий работать с базами данных, мы будем использовать простейший вариант гостевой книги без модера-ции и сервисов, все возможности которой сводятся к просмотру и добавлению записей (впрочем, предложенный ниже базовый сценарий при желании не так сложно превратить в куда более продвинутый и интересный). В качестве базы данных была выбрана среда MySQL, поскольку она наиболее распространена на российских хо-стингах. в том числе и бесплатных. Самые свежие версии этой СУБД для различных операционных систем можно скачать по адресу: www.mysql.com/downloads/index.html. После распаковки дистрибутива и установки MySQL все дальнейшие действия следует выполнять с правами администратора системы. Вновь созданный MySQL-сервер необходимо сконфигурировать, используя утилиту WinMySQL-Admin (ее иконка со светофором прячется в системном трее). Затем следует выйти в окно командной строки, перейти в папку, где была установлена программа (по умолчанию это C:\mysql), и запустить сервер командой mysqld-max -standalone’.

Нам потребуется создать новую базу — gbdatabase, для чего сгодится та же утилита WinMySQLAd-min. Более подробно о работе с MySQL читайте на странице с русской документацией www.mysql.com/ doc/ru/index.html.

База данных нужна для того, чтобы хранить имена посетителей гостевой книги, адреса их электронной почты и, естественно, сами сообщения. Для этой цели нам вполне достаточно одной-единственной таблицы (если бы мы задались целью хранить данные о пользователях и заставлять их проходить авторизацию при каждом посещении страницы, нам потребовалась бы как минимум еще одна таблица). Для того чтобы создать таблицу (назовем ее gb), достаточно обойтись средствами стандартного клиента MySQL, который так и называется — mysql.exe.

Первая строка указывает на то, что наша программа готова подключиться к ранее создаваемой базе данных gbdatabase. Команда CREATE TABLE добавляет в нее новую таблицу gb, где в поле name будут содержаться имена пользователей, оставляющих записи в гостевой книге, в mail — адреса электронной почты, а в message — сами сообщения.

Подключение Python к MySQL
Вы уже знаете из наших прошлых примеров, что язык Python обладает большой гибкостью за счет возможности подключения разнообразных внешних модулей, существенно расширяющих его функциональность. Мы оказываемся именно в таком положении: в своей базовой конфигурации Python ничего не знает о существовании MySQL. Однако достаточно установить небольшое расширение (в нашем случае это MySQLdb), как дело пойдет на лад. Нужный модуль расположен по адресу: www.python. org/pypi или www.vex.net/parnassus.

Стоит отметить, что все модули Python, позволяющие работать с базами данных, имеют примерно одинаковый интерфейс (его описание находится на веб-странице ittp://python.org/topics/data base). Тем не менее существует ряд особенностей, характерных для конкретных реализаций.
Итак, собственно программа.

Сценарии гостевой книги
Создадим новый файл сценария Python и назовем его, например, guestbook.py. Начнем со стандартного заголовка: =’/usr/local/bin/python. Строчка ниже подключает необходимые для программы модули cgi которые вы уже научились использовать для того, чтобы извлечь все необходимые программе CGI-параме-тры, и упомянутый выше MySQLdb. import cgi, MySQLdb. Следующая строчка позволяет провести подключение к базе данных. Обратите внимание, что именованные параметры для различных серверов могут отличаться. Например, в PostgreSQL (модуль pgdb) вместо невнятных db и passwd используются database и password. что, если и не делает программу «правильной», придает ей более «опрятный» вид. В случае размещения сценария гостевой книги на сервере хостинга вам не придется регистрировать пользователя базы данных и выдавать ему пароль — они будут сгенерированы автоматически.

Команда cgi.FieldStorage извлекает необходимые программе CGI-параметры и представляет их в виде именованного массива: fori = cgi.FieldStorageO error =
Далее переходим к блоку try. Здесь может возникнуть единственное исключение: недоступность одного из CGI-параметров. В этом случае считается, что пользователь не заполнял форму, а просто зашел посмотреть гостевую книгу.
Наконец, мы создаем специальный объект cursor, позволяющий посылать запросы к базе данных, например для добавления новой записи в таблицу гостевой книги: cursor = ch.cursor() cursor.executefINSERT INTO gb.
Показанная ниже строка не делает ничего в контексте MySQL однако при работе с более совершенными базами данных (например, PostgreSQL) она завершает транзакцию и действительно добавляет запись в таблицу. Если ее убрать, то PostgreSQL просто не добавит запись и «откатит» предыдущую операцию. Стоит придерживаться хорошего стиля!

Верстка страницы
Печать следующей длинной строки выводит HTTP-заголовок и форму, начинающую страницу гостевой книги.

Вывод формы закончен, пора приступать к показу содержимого гостевой книги. Здесь создается объект cursor для извлечения данных из таблицы: cursor = ch.cursorQ cursor.executef’SELECT id, name, mail,
message, time FROM gb ORDER BY id DISC) Можно обойтись без цикла извлечения, если прибегнуть к методу fetchall, но в данном случае целесообразно поступить именно так: for i in xrange(0, cursor,rowcount): print ‘


‘ (mid, name, mail, msg, time) cursor.fetchonef) na«e = cgi. escape( name) msg = cgi.escape(msg) if len(mail) > 0: mail = cgi.escape(mail) print «» + пале + ‘‘ else:
print пале print time + ‘ написал:
‘+ msg.
Страница выведена, теперь можно со спокойной совестью закрывать HTML-код… print ‘

‘…курсор… cursor.close()…и соединение… ch.closet)
Остается поместить файл сценария на веб-сервере и проверить работу гостевой книги.